КБС4

Сочинения учеников

КБС3

Положение о музее

План работы музея

Актив музея

Работы учащихся

Краеведение

Главная

Великий Маршал

212 стрелковый полк

Герои и участники войны

Фронтовые реликвии

Экскурсии

Новости

Форум

Гостевая книга

О сайте



Связь с нами:

shkola2kin@narod.ru

Никто не забыт,
ничто не забыто.

В музее собраны творческие, исследовательские, поисковые работы учащихся. Более сотни сочинений ребят на тему «Великая Отечественная война в жизни моей семьи» хранятся в папках музея. В них ученики рассказывают о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Вот некоторые из них.

Сочинение Музыкантовой Марии (8 кл.)
«С нами навсегда…»

Великая Отечественная Война... Она оставила свой след в каждой семье, людская память до сих пор хранит тяжесть потерь, трудности испытаний, напряженное состояние тех суровых дней, когда вся страна жила одним порывом -победить! Все дальше уходят в прошлое огненные годы войны, все меньше остается живых свидетелей тех лет. Но подвиг наших дедов будет всегда жить в наших сердцах. Какими они были, солдаты Победы?
Молодые, красивые, они так же, как и мы, гуляли и любили, беззаботно радовались каждому дню и не знали, что их ждет тяжелое испытание.

Пусть помнят те,
Которых мы не заем,
Нам страх и подлость
были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна
и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.
(Ю. Друнина)

Я хочу рассказать о своей любимой бабушке, Одинцовой Вере Михайловне. В нашей семье бережно хранятся её фронтовые письма, дневники и боевые награды. Я беру в руки пожелтевшие странички и представляю себе...
Жаркое воскресное утро 22 июня 1941 года. Почти вся молодежь Новой Слободки отдыхала на Волге. Девушки и парни весело плескались в воде, катались на лодках, смеялись, пели. Они улыбались всему: яркому солнышку, теплому ласковому ветерку, бликам на воде. Казалось, ничто не может заставить их загрустить и оборвать их радость. И вдруг... По раскаленному от солнца берегу полетел крик: «Война!» Полетел и перечеркнул мирную жизнь.
Моей бабушке было 22 года. Тогда она была депутатом Ивановского Областного Совета народных депутатов первого созыва и членом партии, поэтому, попав на фронт, она стала комсоргом полка, то есть комсомольским организатором, вожаком молодежи. Её полк входил в состав ВНОС (так называли войска воздушного оповещения, наблюдения, связи).

Как разглядеть за днями
след нечеткий,
Хочу приблизить к сердцу этот след.
На батарее были сплошь девчонки
И самой старшей 18 лет.
(Р. Рождественский)

Да, в полку служили, в основном, молодые девушки, едва достигшие совершеннолетия. Вырванные из привычной жизни, одетые в грубые солдатские гимнастерки, кирзовые сапоги, они так нуждались в помощи и поддержке. И молодой лейтенант Одинцова стала для них и подругой, и мамой, и сестрой. Вот строки из дневника; строки, написанные в конце войны ее подругами: «Верочка! Ты всегда шумная, веселая, оставила на всю жизнь память в моем сердце, ты вся -золото!...
... Никогда, нигде я не забуду наших боевых солдат, ни забуду этой кипучей жизни и Вас, товарищ лейтенант...
... Тебя я знаю, люблю за твою простоту, заботливость, внимательность к окружающим и за твою веселость и доброту...»
Такие слова дорогого стоят.
Многие, прошедшие войну, помнят свой первый день на фронте, но о начале фронтовой жизни своей бабушки я ничего не знаю. Зато знаю точно, какой день был самым страшным для нее.
Было 12 августа 1943 года. Эшелон шел на Запад, к Курской дуге. На станции Узловая в небе появились вражеские самолеты. Они шли на бреющем, сбрасывая на землю смертоносный груз. Все бросились искать укрытия, а бабушку какой-то солдат толкнул за большую бочку: «Спрячься, лейтенант!» Кругом была стрельба, сильный гул. В душе бабушки появилось чувство страха, что ее могут убить. Убить не в открытом бою, а под бомбами. Так нелепо умирать не хотелось. Моя бабушка видела, как падали ее товарищи, ей хотелось побежать и помочь им, но... В этот момент она почувствовала резкий удар в живот, в глазах появился туман. Подоспевшие на помощь подумали, что она убита. Но бабушка осталась жива и очнулась уже в госпитале. Это было ее первое тяжелое ранение. Но вскоре бабушка выздоровела и догнала свою часть. И опять бои, опять огонь, и огромное желание жить. А судьба уже готовила еще одно испытание.
Однажды лейтенант Одинцова со своей подругой везла пакет в штаб фронта. Поезд, в котором они ехали, атаковали немецкие самолеты. На ее глазах пулеметной очередью подруга была убита. С верхней полки, где лежала девушка, на Веру капала липкая свежая кровь.
Иногда я думаю: как могла хрупкая юная девушка пережить такое и не сломаться?
«Пройдут годы. Дети и внуки будут вспоминать эту небывалую войну и то, что было в наше время. Надо, чтобы они знали, что в эти дни не умирала любовь и была наградой тому, кто не знал страха смерти, был верен Родине и своей любви». Этот ответ на свой вопрос я нашла в записках бабушки. Она была очень общительной, доброй, отзывчивой женщиной, которую все любили и уважали. Во время войны она потеряла многих своих друзей, но, несмотря на это, сумела сохранить свою светлую душу.
И вот, наконец, настал тот долгожданный день, День Победы! Моя бабушка встретила его в Кенигсберге. Но и после этого дня она продолжала служить. По заданию Главного политического управления Вера Одинцова работала замполитом поезда, который увозил девушек домой. Как же ей хотелось уехать вместе с ними! Как она хотела увидеть своих родных, свой любимый город Юрьевец, Волгу и чистое, ясное, мирное небо над головой. Но только в конце осени она демобилизовалась. Впереди ее ждала мирная работа, школа, ученики, жизнь без команд.
Победа далась нашему народу дорогой ценой. Свой вклад в нее внесла и моя бабушка, она не вела счет сбитым самолетам или убитым фашистам, хотя ее боевые награды говорят сами за себя, орден Красной Звезды, медали «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». В моей семье свято чтят ее память. Каждый год 9 мая я несу букет подснежников к обелиску в Юрьевце.
Этому городу всю свою жизнь посвятила моя бабушка - ветеран войны, Почетный гражданин города, заслуженная учительница и просто очень хороший человек.
Скоро День Победы - «праздник со слезами на глазах». И невольно хочется сказать что-то важное, хорошее, итоговое.
Слово «Победа», прозвучавшее 9 мая 1945 года, было столь долгожданным и желанным, что, я думаю, тогда это слово отразило все: силу русского народа и мощь его оружия, жгучую ненависть к проклятому врагу, титаническую волю и неиссякаемую веру. Поэтому и праздник стал любимым, общенародным.
Значение этого дня, его величие, жизнеутверждающая сила и трогательность не померкли за прошедшие 60 лет.
Почему же этот день остается с нами, хотя все дальше бесчеловечная война, все меньше ветеранов, а жизнь стремительно движется вперед? Потому что это была победа света, добра, жизни над мраком, злом, смертью. Потому что нельзя потомкам забывать миллионы людей, погибших ради того, чтобы улыбались дети, пели птицы, росли и хорошели города. Потому что каждое поколение должно знать историю своей страны, знать и не забывать исторические уроки, а еще нужно ценить мир, поддерживать мир на земле, трудиться ради него.

28.02.2005


Сочинение Теремецкого Павла (10 кл.)

В Великой Отечественной войне, на трудовом фронте участвовала моя бабушка – Ида Михайловна Кяск (Чижова). Родилась она в 1928 году 16 мая, в посёлке Гордище Заволжского района Ивановской области.
Училась в сельской школе в посёлке Соколово, Юрьевецкого района Ивановкской области. Школа была четырёхлетнего образование, а так как другая школа находилась в соседнем селе, в 8 км от дома, бабушке пришлось окончить обучение.
В 1940 году, закончив 4 класса, переехала в посёлок Долматово.
В 1941 году занималась садоводством, вместе с подругами выращивала лук, петрушку, чеснок и некоторые лекарственные травы, возили всё это в госпиталь раненым солдатам. Часто овощи приходилось менять на хлеб.
В 1942 году с декабря по февраль в лесничестве пилили стволы берёзы, распиливали на поленья длиной 75 сантиметров и раскалывали вдоль, на «оружейную болванку» - сырьё для прикладов к автоматам и ружьям.
В лесничестве бабушка работа вместе с подругами под руководством директора Горелова Николая Ивановича.
Она получила удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны» и «Ветеран труда». Сохранились медали: «Ветеран труда» и «50 лет победе в Великой Отечественной войне». Многие награды и грамоты были утеряны.
Семья бабушки состояла из 12 человек; из них 7 братьев и 3 сестры. Никто из членов семьи не был в плену.
Владимир Михайлович Чижов (старший брат бабушки), родился в 1921 году. Поступил на действительную службу 3 июня 1941 года. С начала службы сразу попал на фронт. Служил танкистом, а потом в тяжёлой артиллерии на «катюше». Участвовал в освобождении Ленинграда. Был при оккупации Берлина и с победой вернулся на родину. Прошёл всю войну с начала и до конца. Имеются множество орденов, медалей и других наград.
Юрий Михайлович Чижов родился в 1922 году. Ушёл на фронт в 1942 году. Служил танкистом. Был ранен при взятии Берлина, но вернулся на фронт после лечения. Так же имеет множество наград.
Владилен Михайлович Чижов родился в 1924 году 21 января. Ушёл на фронт в сентябре 1943 года. Служил танкистом. Был легко ранен. Имеются медали.
Дина Михайловна Чижова родилась в 1923 году. Закончила техникум, получила профессию лесо–технолог, как военнообязанную отправили в Смоленскую область. Была контужена. После войны осталась жить в Смоленске, вышла замуж, где и живёт по сегодняшний день.
После войны бабушку с сестрой отправили учиться в ФЗО на ткачиху. В ФЗО вступила в комсомол. Стала работать по 2 смены в сутки, была передовицей.
Занималась лыжным спортом и стрельбой из винтовки. На соревнованиях по стрельбе была в тройке лучших, получала грамоты и награды.
Семья была большая, но очень дружная. Главу семьи Чижовых – Михаила Семёновича на фронт не брали – после травмы рука не сгибалась в локте, да и в тылу работы хватало! А работал он объездчиком Шачинского лесничества. К тому же прадед был хорошим портным, всю деревню обшивал в свободное время, да и своих детей одевать-обувать приходилось, старые вещи не выбрасывались: отпарывались, перекраивалась, да и опять кому-то обновка!
Голодно было после войны. Так Надежда Агафоновна – моя прабабушка, такие картофельные лепёшки пекла, да с какой-нибудь крупой или отрубями – пальчики оближешь!
Трудолюбие тоже здорово помогло! День и ночь работали в колхозе, а на трудодни тоже то зерна дадут, то картошки, так и выживали, с голоду не умерли.
В деревне тиф был, а бабушка Надя своими методами лечила – все живы остались!

Февраль 2005 года


Сочинение Козиной Дарьи (8 кл.)
"Великая Отечественная война в жизни моей семьи"

Брат моего дедушки, Шалаев Александр Фёдорович, родился 15 июня 1922 года в деревне Иваньково Ивановской области Комсомольского района. Окончил начальную сельскую школу, затем семилетку в городе Комсомольске, поступил в суздальский сельхоз техникум, который окончил в 1942 году, и в этом же году был призван в ряды Красной армии комсомольским райвоенкоматом и направлен в школу разведчиков. По окончанию курсов его забрали с группой и отправили в тыл к немцам в район Западной Украины. Домой прислали извещение, что пропал без вести. В течение года о нём не было никаких известий. Всю войну воевал в разведке.
Имеет три ранения и контузию. Награжден двумя орденами Красной Звезды, два ордена Славы, один орден Победы и множество медалей.
После войны работал на заводе им. Королёва в городе Иваново мастером, начальником и главным инженером. В областном сельхозе - техником. Присвоено звание почетного механизатора и почетного работника сельского хозяйства.
Женат, имеет сына. Живет в городе Иваново. Сын, Александр Федорович, окончил ивановский Энерго-институт с отличием. Живёт и работает в Киеве.

Февраль 2005 года


Сочинение Лузина Максима (10 кл.)
ВОРОБЕЙНИКОВ Александр Матвеевич

Мой прадед Воробейников Александр Матвеевич попал на передовую Великой Отечественной войны в самом ее начале. Уроженец д. Заречье Семеновского района Костромской области был призван в советскую армию 23 июля 1941 года. Но до этого горького дня были счастливое деревенское детство, большая дружная и трудолюбивая семья, колхозная пасека отца, ласковые руки матери...
Родился Александр в 1901 году. Закончил 4 класса. Три сына Воробейниковых с детства были приучены родителями к крестьянскому труду. Начал работать в «Заготзерне» учетчиком, счетоводом, бухгалтером, а затем и председателем колхоза «Максим Горький».
Боевой путь отмечен орденами и медалями. Был ранен дважды. В начале войны казалось, пули идут за ним по пятам - осколки вражеской мины поразили кисть и правую ногу солдата. Оба раза лечился в городе Заволжске Ивановской области в госпитале. Оправившись от ранения, он возвращался на фронт. Начало войны запомнилось ему большим количеством сражений. Враг не дремал, беспощадно бомбил. Невозможно было забыть, как рядом с окопами рвались снаряды, звенели пули. Но война катилась дальше. Защищая Родину, наши прошли через кровь, разруху, голод, страдания. В 1944 бои были не менее ожесточенными. Немцы не хотели сдавать позиции, бросая в бой все новые силы. Александр Матвеевич участвовал в освобождении Орла, Брянска... Но фронт стремительно продвигался на Запад. Наши видели сожженные города и села. Война приближалась к концу. День Победы застал ветерана под Берлином. Здесь он салютовал Победе!
В 1919 году женился на Александре Васильевне, урожденной Янковой. В их семье выросли четыре дочери и сын. Все они были тружениками тыла.
Воробейчиков А.М. после войны работал в родном колхозе, а потом уехал на Сахалин, чтобы заработать деньги на переезд. Спустя два года он вернулся, и вся семья в 1951 году переехала в Кинешму. Несколько лет он работал на Лесозаводе.
Два ранения не прошли бесследно. Воробейчиков А.М. умер в 1960 году. Слава нашим ветеранам! Низкий поклон вам! Спасибо за отвоеванный у фашистов мир!

Февраль 2005 года

А в 2005 году ученица 11 "А" класса Морохова Маргарита на основании этих сочинений и многих других провела небольшое исследование.

Тема:«Великая Отечественная война в жизни моей семьи
(на основании работ учащихся школы № 2)»

Реферат по обществознанию
ученицы 11 класса «А»
средней школы № 2
Мороховой Маргариты
Преподаватель:
Малышева Елена Игоревна.
г.Кинешма, 2005 г.

ВВЕДЕНИЕ


Тема, выбранная мною для реферата, является актуальной, так как 9 мая 2005 года наша страна будет отмечать 60-летие Победы над фашисткой Германией. Цель моей работы: выяснить влияние Великой Отечественной войны на жизнь ее участников и членов их семей, а также напомнить нашим сверстникам о героическом прошлом их дедов и прадедов. Собрать информацию о кинешемцах, принявших участие в Великой Отечественной войне, вкладе трудящихся тыла в экономику и развитие сельского хозяйства, узнать о социально - экономических условиях жизни военного и послевоенного времени, а также еще раз напомнить о победе, которой наша страна может гордиться по праву, - задачи моей работы. Мой реферат имеет большое практическое значение, так как собранный материал может служить обширной базой для поисковой работы, он будет использоваться в музее нашей школы для военно - патриотического воспитания. Тема выбранная мною для работы, является очень обширной, поэтому предполагает дальнейшее ее изучение и исследование. В социологическом опросе, проведенном нами, приняли участие учащиеся нашей школы с 5 по 11 класс. Количество опрошенных составляет 109 человек.
101 человек сражался на фронте;
21 человек работал в тылу .

Вопросы по которым готовились ученики


1. Участвовал ли кто-нибуть из членов вашей семьи в Великой Отечественной войне? (Назовите фамилию, имя, отчество; дату рождения или годы; жизни место проживания, образование.)
2. Где и в каких боях принимал участие? (На каком фронте; под чьим руководством; в каком звании?)
3. Имеет ли награды? (Какие и за что получены?)
4. Был ли ранен? (Когда, где, в ходе, какой операции?)
5. Был ли в плену? (При каких обстоятельствах попал, как освободился, продолжал ли участвовать в боях?)
6. Был ли репрессирован? (Если да, то когда именно, на основании каких доводов; последствия репрессии?)
7. Имел ли семью? (Назовите членов семьи.)
8. Где и кем работал после войны?
9. Какие были социально-экономические условия жизни вашей семьи после войны? (Жилье; заработная плата, пособия, льготы, возможность продолжать образование и т.д.)
10. Приходилось ли переезжать? (Укажите причины переезда.)
11. Являлся ли членом партии, профсоюза или другой общественной организации? (Если да, то какой?)
12. Были ли в жизни членов вашей семьи незабываемые встречи с известными людьми, партийным или военным руководством, деятелями науки и искусства?
13. Занимался ли спортом ? (Если да, то каким, где, есть ли разряды или награды?)
14. Дополнительная информация.

СОДЕРЖАНИЕ

1. 58 человек родилось в Ивановской области, 16 из них-уроженцы г.Кинешмы; 43 человек - родились в других городах (в основном Костромской области )
Самый ранний год рождения : 1894г.
Самый поздний год рождения : 1930г.
Средний призывной возраст: 17-23 лет.
16 человек получили только начальное образование, 27 - окончили 7-8 классов средней школы, 12 - среднее профессиональное, 6 -высшее, 3 - никакого образования не получили.
2. 2 человека воевало на Западном фронте, 9 - на Украинском, 12 - на Белорусском, 1 - на Юго- Западном, 1 - на Дальневосточном, 1 - на Южном; остальные- неизвестно. 8 человек принимало участие в битве под Москвой, 10 - в Сталинградской битве, 14 - в операциях по освобождению Сев. Кореи, Польши, Чехословакии, Венгрии, Украины и других стран , 10 - в операциях по освобождению Орла, Брянска, Ленинграда, Киева и других городов СССР, 3 - в операции по форсированию Днепра, 2 - в обороне Севастополя, 6 - в битве на Курской дуге, 9 - в штурме Берлина.
Звание 12 человек - сержант, 7 - лейтенант, 3 - офицер, 6 - старшина, остальные 73 человека - рядовые.
3. 97 человек имеют награды , в основном это орден «Красной Звезды» , орден «Славы» , а также другие ордена, медали, знаки.
4. 88 человек были ранены, 6 из них скончались. 8 человек пропало без вести.
5. 7 человек было в плену. Трое из них сбежали , четверо были освобождены Красной Армией.
6. 2 человека были репрессированы, 1 из них - дважды. 1 был реабилитирован в 1937г. (при второй репрессии пропал без вести), 2 человека - пропали без вести.
7. Только двое человек, уходя на фронт, не имели семьи.
8. Все участники войны после её окончания работали по той специальности , что и до войны, за исключением тех, кто получил инвалидность. 9. Социально - экономические условия жизни . «Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб промышленности и сельскому хозяйству, большое количество городов, посёлков, деревень было разрушено, сожжено, стёрто с лица земли» (см. приложение 1). Голод, недостаток питания; разруха; отсутствие жилья: люди жили в бараках, землянках; низкая заработная плата; безработица; карточная система; отсутствие льгот и социальных пособий; высокие государственные налоги. Многие семьи выживали только засчёт много подсобного хозяйство.
10. Мигрировали многие с целью поиска работы , дополнительного заработка, более лучших жилищно - коммунальных условий.
11. 18 человек являлись членами КПСС, 5 человек- ВЛКСМ, 16-профсоюза, 62- не являлись членами каких-либо общественно-политических организаций.
12. Виноградов Ю.Ф. встречался с секретарём облкома КПСС, Клюевым, секретарём политбюро г. Москвы, Капитоновым; Волков Л.С. - с Брежневым ; Галкин М.С.- Иосифом Броз Тито; МирновскийА.М. - Жуковым; Бикленеев Я.М. - Сталиным и Жуковым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великая Отечественная война оказалась пагубное воздействие на жизнь людей. Ранний призывной возраст, огромные людские потери , тяжёлый урок экономике и сельскому хозяйству, голод, разруха, падение уровня жизни... Многие лишились крова и остались без средств к существованию. Тяжёлые социально-экономические условия жизни и труда.
Вместо заработной платы люди получали продукты питания и одежду для детей.
После войны страна требовала восстановления. «Людям пришлось строить новые дома, восстанавливать электростанции, железные дороги, заводы, фабрики, распахивать поля.»(см. приложение 1).
Уровень образования ушедших на войну и работавших в тылу был очень низким. Возможности продолжить образование не было, а многие просто предпочли работу образованию. К тому же в СССР была введена всеобщая трудовая повинность.
Учащиеся нашей школы предоставили нам очень много ценной информации о кинешемцах, участвовавших в войне. На основании этого материала мы можем составить школьную книгу памяти для нашего музея.
Одним словом , цель, поставленная в начале работы, выполнена.


Главная

Положение о музее

План работы музея

Актив музея

Работы учащихся

Краеведение

Hosted by uCoz